Как спасти мир, продавая свою одежду в Шафе

Если еще несколько лет назад признаться в том, что ты покупаешь вещи б/у, либо продаешь свои, было если не стыдно, то все же неловко, то сегодня это тренд!

Осознанное потребление – это словосочетание отныне должно стать твоим девизом. И если ты по каким-то причинам все еще стесняешься продавать и покупать в Шафе, то вот несколько аргументов, которые, надеемся, убедят тебя не только отбросить смущение, но и позволят начать гордиться тем, что ты это делаешь.

Итак, причина первая: экологическая

Как часто вы задумывались о том, сколько одежды производится в мире в год?

В среднем (согласно отчетам исследовательской компании MarketLine), рынок текстильной промышленности на последние 5 лет вырос более чем на 20%, и в 2016 году  его объем составил около $3,7 трлн., и продолжает демонстрировать рост около 4% в год.

Мы покупаем все новые и новые вещи, хотя в шкафу все еще полно одежды, которую так ни разу и не надели. Нам кажется, что моду формируют люди, и мы покупаем новое, потому что нам это нужно – но это иллюзия. Тренды навязаны нам, мода продиктована, жажда обладания подогрета.  Ежегодно миллиарды долларов тратятся на рекламные кампании, лидеры мнений высказывают то, за что им заплатили, оформление витрин и магазинов, способствующие импульсивным покупкам, – это огромная индустрия, машина, которая заставляет нас тратить все охотнее, покупать все больше. Так формируется мода, и заставляет нас носить в этом сезоне макси, а уже через полгода безжалостно избавившись от длинных юбок, сметать с полок магазинов ультракороткое мини, чтобы быть в тренде.

Как следствие, вся эта одежда рано или поздно оказывается на свалке. И возникает вопрос: а сколько же одежды люди выбрасывают? В среднем, текстиль составляет около 5% от всех бытовых отходов, а это около полумиллиона тонн текстиля каждый день! Учитывая, что большинство производимого текстиля – это искусственные ткани, будущее планеты Земля, описанное в мультфильме «Волли» уже не кажется таким уж фантастическим.


Не выбрасывая, а «пристраивая» свои, ставшие ненужными, одежки, мы увеличиваем жизненный цикл товара, а значит, вносим свой вклад в экологию, уменьшая количество производимого мусора. Если кажется, что несколько кофточек «не сделают погоды», то стоит задуматься и чисто математическим путем подсчитать, сколько тонн текстиля в год не отправится на свалку, если так станет поступать каждый: даже если предположить, что это будет всего 1% населения планеты, то это один процент от семи миллиардов, то есть 70 миллионов человек!

Причина вторая: социально ответственная

Стремясь продавать все больше, производители масс-маркет брендов предлагают нам одежду по самой низкой цене. Можно запросто купить новую футболку за 100 гривен, или платье за несколько евро. Почему цена на примерно одинаковые джинсы может отличаться в десятки раз?

Стремясь максимально снизить себестоимость, производители переносят свои мощности в страны с самой низкой стоимостью рабочей силы Если вы вывернете ярлычок недорогой майки, то с вероятностью 70% страной производства будет значиться Бангладеш, Гонрдурас, Индия или Пакистан. И, конечно, Китай. Средняя заработная плата на фабриках в этих странах – это около 50 центов в час. Именно эти страны сегодня печально известны катастрофически низкими заработными платами, нечеловеческими условиями труда в полулегальных цехах, часто в помещениях, которые потенциально опасны для жизни. Кроме того, что производство одежды из синтетических тканей вредно для здоровья, известны случаи трагической халатности, как, например, обвал здания в Бангладеш в 2013 году, когда под завалами обрушившегося здания в цехах погибли почти тысяча человек. Цинизм в том, что девизом одной из демократичных марок, отшивавшихся на этой фабрике, является слоган «Одежда с душой».

Именно поэтому стоит задуматься, стоит ли покупать новую дешевую пару джинсов на раскладке рынка или в магазине масс-маркета, поощряя производство дешевой одежды, или стоит купить пусть и не новые, но произведенные с соблюдением всех социальных стандартов, штаны «порядочного» бренда за те же деньги.

Так, в Шафе вполне реально найти джинсы Levi’s за 150-300 гривен, рубашку Tommy Hilfiger за 350 грн или новые стоковые модели любимого скандинавского COS за смешные деньги.

Причина третья: экономическая

После обвала рынков в 2008 году мир перестал был прежним. И это не просто громкая фраза. Человечество столкнулось с тем, что, будучи обществом потребления, покупать без оглядки на свои реальные финансовые возможности и заработки, вошло в привычку. Активно пользуясь кредитками и покупая все больше и больше в долг, когда система рухнула, оказалось, что выплатить все свои задолженности не представляется возможным. И после осознания и переосмысления пришла эпоха минимализма. Экономия, разумный подход к потреблению и отказ от необдуманных покупок – те ключевые аспекты, которые необходимо сделать частью своей жизни, чтобы не прослыть снобом.

Тут и там блогеры по всему миру проводят эксперименты вроде «как прожить год на десять долларов в день» или «как довольствоваться тем, что имеешь и не совершать покупки в течение месяца». Жизнь в стиле разумного аскетизма становится культом, покупки на барахолках и в сэконд хэнд магазинах стали обыденным делом, экономные лайфхаки стали чрезвычайно популярны. И это неудивительно, ведь самые лучшие вещи в мире – нематериальны. Радость от покупки длится мгновение, а вот прочитанная книга и выученный на курсах иностранный язык останется и станет отличной инвестицией в себя и свое будущее.

В Украине же, по статистике, мы тратим более 5% годового бюджета на одежду и обувь, а вот на образование  — около 1%, путешествия, отдых и развлечения – около 4%. Не пора ли пересмотреть собственный бюджет и, вслед за Лео Бабаута научиться наслаждаться свободой от материального?

Так что, учитывая все вышеизложенное, можно гордо заявить «продавая свои вещи в Шафе, и покупая тут же, можно не только сэкономить, но и внести свой вклад в спасение мира!».

 

Автор — Елена Максютенко

Читайте также

Оставьте комментарий